InterFactes

Воскресенье, 19.05.2024, 05:25

Приветствую Вас Гость | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Разное

20 игр нашего разума

Игры разума

1. Стереотипы.

Бабушка "божий одуванчик", злая мачеха, блондинки, путающие IQ и ICQ, мать-одиночка, "ботаник-зануда". Не правда ли, вам все это очень знакомо? Это мы называем стереотипами. Мы к ним привыкли, мы живем с ними, мы живем ими. Однако при этом мы все знаем, что в 99% случаев стереотипы - это грубейшая ошибка, и все происходит совершенно не так. И все равно верим им.

В этом таится еще и большая опасность, ибо некоторые обманщики играют на стереотипах, и всячески водят людей за нос. Сколько было случаев, когда мошенники, принимая "личину простого и безобидного человека", обдуривали людей!

Чтобы избежать этой ловушки, в которую наш же мозг нас заманивает, не принимайте поспешных решений, пока не получите больше фактов. Если Луна выглядит пористой, это еще не значит, что она сделана из зеленого сыра.

Как говорил Шерлок Холмс: "Строить предположения, не имея исходных посылок - грубейшая ошибка сыщиков. Нужно не подгонять факты к теории, а наоборот - строить теорию на фактах."

Это же относится не только к сыщикам, а и ко всем нам.

2. "Если бы я не работал...".

Вспомните Новый Год. Сначала веселуха, а затем... тотальное 10-тидневное безделье. Но мы все равно думаем, что если бы у нас вся жизнь была сплошным праздником, то мы жили бы лучше!

Это еще одна серьезная ловушка. Мы просто не понимаем, что постоянные праздники - прямой путь к деградации разума, и не только.

Нужно всегда искать любимое дело. Если вы ненавидите свою работу, это не значит, что вы совсем не любите работать. Может быть, она просто не ваша, вот и все.

3. Пренебрежение вероятностью.

Страховка - это всего лишь пари, случится ли что-нибудь, или нет. Но интересно, что вероятность несчастного случая (например, того, что вас ударит молния) - 1 к 1 млн! Если вы перевозите 100 т яблок, то практически достоверно, что пострадают лишь несколько килограммов яблок.

Спросите кого-нибудь, как часто падают самолеты? Этот "кто-нибудь" вам, вероятно, ответит: "Да почти все время!" Однако на самом деле крушением оканчивается лишь каждый 100-тысячный рейс. Больше шансов погибнуть по дороге в аэропорт.

Но мы все равно страхуем чуть ли не все подряд. Но по сути дела это не страховка. Это просто пари. И выигрывает пари чаще всего страховая компания.

4. Конформизм.

Знаете ли вы? Был проведен такой эксперимент. Нескольким детям дали кашу. У всех детей была сладкая каша, и только у одного - соленая. Когда их спросили, какая у них каша, все ответили, что сладкая. Но так же ответил и ребенок, у которого была соленая каша!

Позже его спросили: "Почему ты так ответил?". Он сказал: "Потому, что так ответили другие".

Не правда ли, идиотизм феномен какой-то! Но на самом деле тут нет никакого феномена.

Не верите? Хорошо. Рассмотрим еще случай. Психолог Соломон Аш провел следующий эксперимент. Испытуемым дали лист, на котором была короткая и длинная линия. К каждому испытуемому была подсажена специальная группа, которая намеренно давила на испытуемого, утверждая, что длинная линия - короткая. Удивительно, но 75% испытуемых начали давать неверные ответы, соглашаясь с подставной группой!

Почему же так происходит? Еще одна игра нашего разума. Наш мозг считает, что пока мы все делаем "как все", мы в безопасности. Но это - всего лишь ловушка, иллюзия.

Как же ее избежать? Просто думать головой, не поддаваться ложной информации и дезинформации. Если вы услышите где-нибудь такие реплики, как "Так делают все", "Будь как все", "Но эти джинсы носит вся Америка!", задумайтесь: тут что-то не так. Ибо, например, почти вся Африка носит костюм Адама и Евы, но это же не значит, что так надо, и это хорошо.

5. Когнитивный диссонанс.

Знаете ли вы такую ситуацию? Вы принимаете важное решение, и подсознательно уже приняли его. И вы начинаете намеренно избегать той информации, которая может разрушить ваши убеждения.

Опасность состоит в том, что эти убеждения могут оказаться иллюзией. Поэтому надо искать того советчика, который подскажет действительно правильное решение, а не будет подкреплять иллюзии.

6. Суеверия.

Пробежала черная кошка? Да не беда! Плюнуть три раза через плечо, обойти стороной... А чтобы везде удача сопутствовала? Смастерить талисман и всегда носить его с собой. О, этот цветок приносит неудачу! Его надо выкинуть.

Но подсознательно-то вы понимаете, что это абсолютно никак ни на что не влияет! И, наверное, все равно продолжаете это делать. Но что же это за игра разума?

Дело в том, что в мозгу есть механизм, называющийся "кортикальная диффузия". С помощью этого механизма сигнал, возникший в одном нейроне, быстро передается и соседним нейронам. При этом в мозгу образуется множество связей и ассоциаций, нужных и ненужных. Суеверия - именно эти ненужные связи.

Но в чем же опасность этого? Да в том, что вы можете попросту думать что, потеряв талисман, вы окажетесь в опасности!

Конечно же, вы, вероятно, попросту начинаете верить в себя, когда играете счастливым мячиком, вот и попадаете "в яблочко"! Но если вдруг этого мячика не станет...

Поэтому надо приучать себя верить в успех и победу в любых условиях. А лабудистика вроде черных кошек... выкиньте эти мысли из головы на свалку.

7. "Покупательский стокгольмский синдром".

Вспомните свой шопинг, когда вы купили кучу бесполезных вещей. Что же вы подумали? Наверняка что-нибудь вроде этого: "Ничего, все это мне еще пригодится". Пригодилось?

Скорее всего, нет. Наверняка все это (или почти все) вы выкинули на свалку. И, возможно, сами себе сказали, что больше это не повторится. Если бы! Обычно это все повторяется множество раз!

Поэтому перед тем, как положить какую-нибудь безделушку в корзину, скажите себе, а оно надо?

8. Эффект сравнения.

Зайдем в ресторан. Посмотрим на цены. Ого, какое же непомерно дорогое блюдо! А другие... ну, вроде ничего.

Это "ничего" на самом деле может быть и 500 рублей, и 1000, и 5000! Но стоит разместить блюдо, которое раз в 5 дороже основных, и вот уже все остальные блюда - не дорогущие, а нормальные!

Это и есть ловушка сравнения. Асы маркетинга пользуются этим: мы обращаем внимание не на числа, а на их пропорции. И вот уже для нас все товары перестают быть дорогими.

На рынках, где часто торгуются, продавец набивает непомерную цену, а затем опускает до настоящей цены, чтобы создать иллюзию большой скидки.

9. Эффект переноса.

Вы разделяете интересы какой-либо радикальной группы? Нет? А эта радикальная группа, возможно, думает, что кто-нибудь за ее пределами разделяет ее интересы, хотя возможно, что таковые отсутствуют.

И очень многие считают себя "эталоном нормальности". Возможно, что вы тоже имеете какие-то убеждения, и думаете, что все имеют те же убеждения. Но это может и не соответствовать истине.

10. Повальное увлечение.

Если вы находитесь в толпе. и вся толпа кричит какой-то лозунг, возможно, вы тоже начнете его выкрикивать, хотя даже не знаете его смысла. А если эта толпа ликует, вы, даже не зная причины, скорее всего, тоже начнете ликовать!

Когда человек "попадает в стадо", та часть мозга, которая отвечает за индивидуальное мышление, отключается. Но как же избежать этой ловушки?

Просто подумать: а надо ли оно, то, что делает толпа? Надо - ради Бога. Не надо - вообще с такими людьми не связывайтесь.

11. Ошибка игрока.

Когда игрок в казино несколько раз проиграл, он считает, что уж в этот раз он просто должен выиграть! Ему кажется, что если изначальная вероятность - 50/50, то после нескольких неудач вероятность выигрыша увеличивается. Но на самом деле она по-прежнему остается 50/50.

12. Эффект негативности.

Как вы думаете, когда на Земле было больше жестокости и войн? Сейчас? Или же раньше? Оказывается, раньше! Однако мы думаем, что сейчас.

Этот же эффект действует и при просмотре новостей. Плохим новостям мы больше доверяем, тогда как хорошие новости нам кажутся подозрительными (либо скучными).

13. Выборочность наблюдения.

Например, вы купили новый автомобиль, и тут же повсюду начали замечать такие же автомобили. Вы узнали какое-либо редко употребляемое слово, и вдруг повсюду начинаете слышать это слово!

То же самое происходит и с беременными, которые вдруг начинают повсюду замечать других беременных.

Нам кажется, будто бы что-то начало нас преследовать. На самом деле это "что-то" просто-напросто раньше ускользало от нашего внимания.

14. Внутригрупповая пристрастность.

У человека есть потребность чувствовать себя частью коллектива. Эта потребность связана с окситоцином - "гормоном любви". С одной стороны - этот гормон позволяет нам создавать внутригрупповые связи, с другой - заставляет подозрительно, или даже высокомерно относиться к людям, находящимся вне нашей группы.

"Кто не с нами, тот против нас" - огромное число группировок сделало это выражение чуть ли не своим лозунгом. Между тем, эти группировки могут абсолютно ничего не знать о тех людях, против кого они выступают.

15. Эффект текущего момента.

Мы разделяем понятия "я сегодняшний" и "я завтрашний". И поэтому сегодня мы можем что-нибудь позволить, заставляя за это отдуваться "нас завтрашних".

Например, в одном эксперименте участникам предложили выбрать еду на сегодня, и на неделю. При этом большинство участников на сегодня выбрали шоколад, а на неделю - яблоки.

16. "Статус КВО".

Нам постоянно кажется, что если что-либо менять в жизни, то "будет больно", можно все потерять и т.д. и т.п. А сохранение стабильности нам кажется наилучшим выбором.

Больно БУДЕТ. Обязательно будет. Но только на первых порах. А приобрести что-либо новое можно только осознанным действием. Лежа на диване перед телевизором вы ничего не приобретете.

Как говорила Коко Шанель: "Если вы хотите приобрести то, чего у вас никогда не было - начните делать то, чего никогда не делали".

17. Фиксация.

Первая пришедшая нам в голову мысль нам кажется самой верной. Этим очень часто пользуются продавцы, обманывая нас: они сначала показывают нам товар подороже, а затем - подешевле. Но нам кажется, что товар по "достойной" цене - лучший. На самом же деле может быть с точностью до наоборот.

18. Сделанного не воротишь.

Например, купили вы билет на рок-концерт, и накануне заболели. Идти, или нет? Возможно, вы все равно пойдете. Но вы просто не осознаете, что пойдете вы, или нет, деньги-то вы все равно не вернете.

Поэтому просто подумайте: какова была цель вашего похода. Если целью было просто отдохнуть, то подумайте, где вы бы лучше отдохнули: в толпе орущих фанатов, или просто посидев дома, в спокойной обстановке.

19. Иллюзия контроля.

Есть некоторые ситуации, над которыми мы явно не властны. Например, загружаете вы файл из Интернета, и резко упала скорость. Вы можете долбить кулаком по столу, по мышке, по клавиатуре, по экрану, просто беззвучно чертыхаться, но ведь на скорость загрузки это никак не повлияет, верно?

А может быть, и повлияет. Вы просто сломаете компьютер/ноутбук, и он вообще перестанет "фурычить". Естественно, тогда ни о какой загрузке не будет и речи.

В тех ситуациях, на которые мы влиять не можем, просто оставайтесь спокойным, как йог. Это будет лучшим решением, так как поможет сберечь и не испортить нервы и душу.

20. Недоверие к совпадениям.

Довольно часто те события, которые мы называем чудесами - всего лишь вопрос теории вероятности. Например, более чем 50%-ная вероятность, что в группе из 23-х человек у двоих совпадут дни рождения.

Я не отрицаю возможность чудес. Некоторые события выпадают даже за рамки вероятности. Но таких событий очень мало. Не в плане количества, а в плане доли от всех таких "чудес".

Предыдущая статья                                                  Следующая статья

Понравилась статья? Поддержи InterFactes, нажми "Like".
Категория: Разное | Добавил: DixonAlex (22.04.2016)
Просмотров: 481 | Теги: Игры разума, 20 игр нашего мозга, разум, Ловушки мозга | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Анекдот


В настоящее время анекдот отсутствует.
Приносим свои извинения.


Больше анекдотов

Поиск

Вход

Лента


Каталог статей

FeedBurner

Введите ваш E-mail:


Форум

FeedBurner

Введите ваш E-mail:


Группа




Опрос

Оцените мой сайт

Всего ответов: 10

Чатик


Заполните поля:

Введите текст сообщения:
500

Статистика


Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Индекс цитирования


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0